История украинского трофи-рейда. 1990-2014
Рассказать друзьям
Live-Spinelli
Жизнь в дороге
612
0
2.0
Относительно других видов автомобильного спорта трофи-рейд пришел в Украину совсем недавно — знакомство украинцев с этим удивительным движением состоялось в начале 90х годов прошлого века. И первые соревнования любителей бездорожья, проведенные на территории Закарпатья, даже тяжело назвать трофи-рейдом в чистом виде.
Каковы же они были — первые украинские трофийные состязания?
В 1990-1993 годах проводились международные трофи-триальные соревнования. Количество участников составляло приблизительно пятьдесят экипажей. Большая часть из них была из Германии, Венгрии, Австрии и Франции.
Далее, после удачно проведенных соревнований в 1993 году рождается идея нового большого соревнования. Два друга из Германии - Герберт и Кох начали подыскивать страну, географически находящуюся на Трансильванском плато. В их планах было длительное сотрудничество, с серией ежегодных соревнований. По экономическим (стартовый взнос с экипажа, тогда составлял порядка 7000 гривен на сегодня) и географическим показателям, Украина оказалась на первом месте. До этого были жалкие попытки провести серию в Румынии, Хорватии, Словакии и Польше. Достигнув соглашения с закарпатской областной администрацией и решив все финансовые вопросы, окончательно было решено проводить Transilvania-trophy в Украине.
В 1995 году на территории Закарпатья впервые было проведено «Трансильвания Трофи». (К слову, на то время его признали одним из сложнейших автомобильных соревнований в Европе)
Transilvania-trophy проводилась в Закарпатье еще дважды в 1996 и 1997 годах.
В 1996 году гонка стартовала в 10 км от Ужгорода у подножья Невицкого замка. На то время для Украины это было невиданное действо. Непонятная, роскошная техника, много именитых людей из Европы. Полевая кухня с двумя трехмостовыми MAN и двумя полуприцепами, способная обеспечить горячей пищей и пивом 250 человек на протяжении 5 дней. Аренда вертолета для журналистов. Охрана лагерей-стоянок милицейскими патрулями. Соревнование было организовано по высшему классу.
В 1997 году старт был из Колочавы. По предварительной договоренности, которая заключалась за полгода до старта, местные власти выделили стоянку. Как оказалось позже, это было пастбище местной громады.
В итоге, трофи закрыли и позорно, в сопровождении шести машин ГАИ сопроводили до чопской таможни 115 машин. Реакция немецких СМИ не заставила себя ждать, статья называлась - "Моторен спорт унд мафия"
Через две недели после этих событий колочавской сельраде были перечислены деньги для восстановления плодотворного наста для коров в полном объеме, но Трансильвания трофи больше не вернется сюда никогда.
Она останется только в воспоминаниях и рассказах украинских участников — в последнем, 1997 году, из Ужгорода, по словам очевидцев, участвовали четыре экипажа. Две Тойоты, 40ка и 70ка, Патрол и Рендж Ровер.
Что же дальше?
А дальше было вот что...
В Украине уже давно жили люди, зараженные духом авантюризма и романтикой автомобильных гонок. Они мечтали о Кэмел Трофи и воображали себя участниками легендарного Дакара.
Поэтому рано или поздно, но соревнования на внедорожниках по пересеченной местности должны были прийти и в Украину.
Правда, представления о том, какими должны быть эти соревнования, были несколько размытыми и отношение к тому или иному автомобильному спорту было достаточно условным. Поэтому и в названиях соревнований тех лет присутствуют слова и ралли, и трофи, и ралли рейд, и джип-спринт. Оценивая те гонки с высоты сегодняшнего дня, можно сказать, что это была гремучая смесь ралли-рейда, трофи и триала.
Первые ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ соревнования стали появляться в Украине в конце 90х годов прошлого столетия.
1997 год. Днепропетровск. Соревнование «Тоннельная балка» Организатор Селюков Виталий
Участники 23 экипажа, от Волынянки и УАЗа до Мерседеса Кубика и Рэнглера.
1998 год. Карпаты трофи — самая старинная и поныне существующая трофийная гонка в Украине. Организатор Ужгородский клуб 4х4 Манеж. Участники — Украина, Россия. Автомобили — стандартные Тойоты, УАЗы. Трасса разнообразная — преодоление спецучастков, ночное ориентирование, триал. Карпаты трофи остается интересной клубной гонкой, со своими поклонниками и со своими зрителями.
1999 год. Баха Сичеслав. Организаторы соревнования - Пономаренко Вячеслав и Виталий Селюков
Ночная гонка, ориентирование, характер соревнования — синтез ралли-рейда, трофи и триала.
Золотые двухтысячные... Формирование трофи-рейда как спортивной дисциплины.
2000 год. Немиров Трофи. Инициатива Дмитрия Шевченко (представителя Компании Немиров). Организаторы Пономаренко Селюков. С 2002 — официальное мероприятие ФАУ. Характер трассы — 50/50 ралли-рейд и трофи. Гонка просуществовала до 2007 года и была проведена 10 раз.
На тот период — самое массовое внедорожное мероприятие, самая большая тусовка любителей бездорожья.
Именно на этой гонке начинается расслоение спорстменов на тех, кто любит «быстро» и тех, кому по душе «грязно».На этой гонке уже встречаются и скоростные автомобили, и лифтованные. На Немиров трофи с удовольствием приезжают спортсмены из России, участники Арктик Трофи и Ладога Трофи.
Любители бездорожья собираются на соревнования Лукойл Мастер, Бондарев Трофи, Сингента рейд.
Кроме того начали проводиться немногочисленные клубные соревнования.
И это было то время, когда и автомобиль что для города, что для автоспорта был один и тот же.
Сейчас, спустя десять лет, это может вызвать улыбку, но тогда только сама возможность погоняться где-то на бездорожье вызывала бурную радость. Какие уж тут техтребования?!!
В 2007 году все изменилось, его можно назвать знаковым в истории трофи-рейдов в Украине. Только в этом году начали вырисовываться более менее видимые и понятные принципы, формы и требования трофийных соревнований
В этому году к созданию и подготовке соревнований подключились люди, способные как внести спортивную составляющую (регламент процедуру грамотный регламент), прописать интересную действительно трофийную зрелищную трассу, так и собрать вокруг себя людей, захотевших поучаствовать в этом действе.
В 2007 году в рамках фестиваля Off-road - FREEFEST 2007 прошел трофи-рейд «Черная вода». Организаторы Сергей Осадчий и Виталий Павлов.Главной целью этого мероприятия было разрушить стереотип о невозможности проведения трофи-рейда самой высокой категории сложности в столичном регионе!
Организаторам соревнования удалось проложить сложнейшую трассу, которая включала в себя все традиционные для трофи элементы рельефа – броды, болота, заливные луга, топи, овраги.Место проведения — болото Черная вода - надолго стало местом «паломничества» многочисленных офф-роуд клубов. Уже почти десять лет из года в год здесь проводятся различные трофийные мероприятия — соревнования, покатушки, фестивали.
Нельзя не упомянуть о первом АТЛ трофи, которое тоже произошло в конце 2007 года. Организаторы Сергей Осадчий и Роман Балыкин.
Атл Трофи положил начало целому циклу сложнейших соревнований.
Легендарная, культовая гонка со временем становится самым массовым соревнованием в истории трофи рейда, да и вообще в истории автомобильных соревнований в Украине.
Наконец-то в трофи-рейд пришли надежные мощные спонсоры — компании АТЛ и BTR. Финансовое участие спонсоров позволило организовать необходимую инфраструктуру, соревнование приобрело форму спортивного праздника — появилась атрибутика, начали рождаться традиции, сформировался принцип подхода к техтребованиям — уже появилось разделение участников на классы.
2007 год можно также назвать годом рождения и других, ставших впоследствии культовыми трофийных гонок.
Горган трофи. Год рождения 2007. Лучшая горная трофийная трасса, гонка, сочетающая в себе сложный рельеф, непредсказуемые погодные условия и удивительную красоту Карпат.
«Самарские дебри». Днепропетровск. Организатор Максим Яцук. Год рождения 2007. В центральной части плотность населения максимальна, а расстояния между городами минимальны.
В результате мероприятия одного из крупнейших на Украине днепропетровского «OffRoad Club 4х4» всегда сопровождаются аншлагами. На трофи «Самарские дебри», уже семь лет проводимое этим клубом, любят приезжать экипажи из Запорожской, Харьковской, Полтавской, Луганской, Донецкой областей, из Крыма и Западной Украины, из Киева и Кременчуга.
Karmageddon. Харьков. Макаренко Геннадий. Год рождения 2007. 24-часовое внедорожное приключение. Рейд проводился в болотистой местности поселка Эсхар, на берегу реки Северский Донец, примерно в 40-ка километрах от Харькова.
carmageddon2carmageddon3trophy_carmageddon_1
Природа великолепная, леса сосновые, лиственные, смешанные, болота глубокие, заросшие. На тот момент одна из самых сложных гонок из-за непривычного формата — гонка без сна и отдыха.
Володарское трофи. Донецк. Мероприятие Донецкого клуба "Донбасс 4х4". Вклад Донецкого региона в развитие трофи-рейда в Украине
Как результат всех этих событий, в конце 2007 года вполне закономерно рождается рабочая группа по трофи-рейдам при Комитете ФАУ по внедорожным видам спорта. Рабочая группа, созданная из энтузиастов — участников первых спортивных трофи-соревнований разработала и утвердила необходимый минимум нормативных документов, позволивший предпринять попытку провести в 2008 году первый Кубок Украины по трофи рейдам под эгидой Федерации Автоспорта Украины.
2008 Трофи-рейд АТЛ-трофи, соревнование было рекордным на то время по протяженности маршрута. Спортсменам пришлось преодолеть 250 километров сложнейшего бездорожья. В трофи-рейде приняло участие большое количество пилотов из Беларуси, Польши, России, стран Балтики.
2009Знаковый год в истории трофи-рейда в Украине. Первый состоявшийся кубок ФАУ состоял из трех этапов. Впервые спортсмены (трофисты) получили лицензии автомобильной Федерации Украины. Впервые в трофи-рейде проводится зачет по нескольким категориям — ТР1 — серийный внедорожный автомобиль, ТР2 — подготовленный внедорожный автомобиль, ТР3 — специальный внедорожный автомобиль (прототип), категория АТВ — квадроциклы, и категория ТУРИЗМ - любой внедорожный автомобиль, категория аматоров.В 2009 году принципиально сформировались технические требования к категориям транспортных средств.
І етап 03 – 10.07 «АТЛ-трофи» Киевская, Житомирская, Ровенская, Волынская обл. Гонка становится рекордной для Украины как по продолжительности (7 дней), так и по длине маршрута (1000 км). Кроме того, АТЛ трофи создала резонанс в обществе — в соревновании приняли участие многие публичные люди — Виктор Янукович (младший), Евгений Червоненко, Николай Катеринчук, Алексей Резников, Александр Садыков, Игорь Франчук, Андрей Лапушанский, и другие.ІІ етап 26 – 28.06 Gorgan trophy Ивано-Франковская обл.ІІІ етап 29 – 30.10 Кармагеддон 5 Харьковская обл.
Источник: trophy-style.com
Ключевых слов нет...
Рассказать друзьям