Спор хоккейных лиг
Рассказать друзьям
Live-Spinelli
Discovery
468
0
0.0
В первой декаде сентября в многомесячный поход за Кубком Гагарина уже в третий раз отправились 23 команды Континентальной хоккейной лиги, за небольшой срок превратившейся в реального конкурента североамериканской НХЛ. Что же сближает и различает два огромных спортивно-финансовых объединения, созданных на радость поклонникам ледовой игры?
Эрик СОЛОВЬЕВ
Главная мировая хоккейная лига удивляет уже своим названием — действительно, на первый взгляд непонятно: почему же она Национальная? Во-первых, в ней играют команды не одной, а двух северо-американских держав, а во-вторых, с начала 1970-х гг. спортивные коллективы в арифметической прогрессии стали пополняться ведущими игроками европейских стран, количество которых на нынешний момент уже подходит к четверти всего личного состава НХЛ. Ответ мы найдем только при изучении истории главной игры зимних Олимпийских игр, но об этом чуть позднее.
С прицелом на континент
Лига, созданная на постсоветском пространстве, наоборот, имеет вполне логичное название. И хотя идея вызревала постепенно (с момента развала СССР до создания КХЛ прошло целых 17 лет), сегодня она объединяет большой массив российских команд плюс представителей Латвии, Казахстана и Белоруссии. Амбиции организаторов изначально предполагали создание общеевропейского клубного чемпионата, в котором свое место постепенно обретут представители ведущих ледовых держав Старого Света: не только осколков СССР, но и Чехии, Финляндии, Швеции, Словакии и других. В первой декаде сентября в многомесячный поход за Кубком Гагарина уже в третий раз отправились 23 команды Континентальной хоккейной лиги, за небольшой срок превратившейся в реального конкурента североамериканской НХЛ. Что же сближает и различает два огромных спортивно-финансовых объединения, созданных на радость поклонникам ледовой игры? кии, Швейцарии, Германии, Австрии, Италии. С каждым годом действия в этом направлении ведутся все активнее, и нет сомнений, что в дальнейшем Континентальная хоккейная лига будет прирастать хоккейными дружинами из Западной и Центральной Европы. По сравнению с маститой НХЛ, история которой ведется с года Октябрьской революции, Континентальная лига еще «карапуз»: она основана в 2008 г. Но разница двух лиг все-таки заключается не только в первой букве. Несмотря на похожесть организационной структуры и технического регламента, на данный момент существуют несколько ключевых, бросающихся в глаза различий двух лиг. КХЛ имеет серьезную поддержку со стороны российского государства, в том числе финансовую, направленную на реализацию сверхидеи, в то время как НХЛ — сугубо «частное» предприятие. Зато у нас в принципе невозможны локауты (тогда как североамериканские поклонники хоккея могут надолго оставаться без любимой игры из-за забастовки игроков). Наконец, в Европе хоккейные площадки — большего размера, что приводит к очевидным различиям в технических действиях и тактических схемах. Структурной базой нового турнира стала Российская суперлига, делегировавшая в КХЛ сразу 20 лучших клубов, которые даже при отсутствии представителей бывших советских республик определили бы топографическую точность названия «Континентальная». Ведь в лиге играют дружины Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока — от Питера и Череповца до Ханты-Мансийска и Хабаровска. При этом оба прошедших сезона подарили болельщикам увлекательную интригу. Дважды победителем регулярного первенства становился уфимский «Салават Юлаев», но Кубок Гагарина оба раза брали казанские «Белые барсы», обыгравшие в финальном раунде плей-офф 2009 г. ярославский «Локомотив», а в этом году — ХК МВД. В начале октября очный спор двух лиг продолжается в выставочных матчах в Риге, где динамовцы сыграют с «Финиксом», и в Санкт-Петербурге, где армейцы примут «Каролину».
Гагарин жив!
Как-то знаменитая прорицательница Ванга заявила, что Юрий Гагарин не погиб, не объяснив, правда, откуда ей это известно и что это значит. Но любой человек жив, пока остается в исторической памяти. Для КХЛ имя первого космонавта планеты стало таким же символом, как канадского генерал-губернатора Стэнли — для североамериканцев. Тем более что известно: Гагарин был большим поклонником игры, дружил с легендарными мастерами 60-х и сам не раз выходил на лед в товарищеских матчах. Так что главный трофей евразийской лиги словно обязывает поднимать качество игры на «космические высоты». Самые яростные сражения в обеих звездных лигах начинаются со стадии плей-офф, когда по 16 лучших приступают к жарким баталиям за Кубок Стэнли и Кубок Гагарина. В этом ракурсе регулярные чемпионаты, содержащие по определению немало проходных игр, имеют несколько иную тональность. Впрочем, и здесь хоккеисты могут настроиться на принципиального соперника, например, в дерби, вне зависимости от турнирного положения; устроить молодецкой потехи ради «ледовое побоище» типа того, что произошло в сезоне 2009/10 в Чехове; бороться за индивидуальные показатели по голам, пасам, полезности и корректности. Даже «плохие парни» могут на кулаках посоревноваться в том, кто из них лучший тафгай. Тафгай (от англ. tough guy — грубиян), он же «полицейский» или «телохранитель», — хоккеист-шоумен, призванный устрашать противника, вести кулачные единоборства, «выключать» из игры наиболее опасных форвардов соперника и защищать самых ценных игроков своей команды. Но по большому счету все начинается с нуля, когда по восемь лучших дружин Восточной и Западной конференций КХЛ начинают перекрестное выбивание друг друга. А по завершении финальной серии капитан коллектива, который одержит четыре победы, сможет гордо поднять над головой кубок имени первого космонавта Земли, а вся команда — пригубить из 12-литровой чаши шампанского, что раньше доводилось делать только обладателям Кубка Стэнли. По результатам первых розыгрышей, в которых первенствовал казанский «Ак Барс», многие болельщики в шутку стали называть главный приз КХЛ Кубком Татарина, намекая на республиканскую принадлежность двукратного чемпиона. Что, думается, нисколько не умаляет космического символизма хоккейного трофея. Ведь Юрий Гагарин, без малейшего сомнения, имя на все времена не только для россиян, но и для всего человечества.
А за чей вы интернационал?
Спор о том, какой интернационал лучше, вспоминается по диалогу Чапаева с Фурмановым из легендарной кинокартины братьев Васильевых. Если рассматривать этот вопрос применительно к хоккейным лигам и отнюдь не в шуточной плоскости, то ответ, на первый взгляд, очевиден. НХЛ по-прежнему популярнее и привлекательнее для молодых игроков, чем ее евразийский аналог. Но это только пока, тенденции развития говорят о том, что ситуация через определенное время может если не кардинально измениться, то выровняться. Все чаще отечественные энхаэловцы возвращаются домой, причем естественная ностальгия укрепляется солидным финансовым контрактом. А ведь многотысячные долларовые зарплаты десятилетиями считались прерогативой заокеанских клубов. В этом году питерский СКА пополнился третью российской сборной. А многие европейцы, как те же шведы Линус Умарк и Юхан Харью, несмотря на серьезный интерес со стороны команд НХЛ, предпочитают начать свою зарубежную карьеру именно в России. КХЛ с первого шага продемонстрировала высокие трансферные амбиции: в составе омского «Авангарда» появился лучший чешский нападающий десятилетия, олимпийский чемпион Яромир Ягр. Великий игрок и на исходе четвертого десятка лет демонстрирует блестящее мастерство, а его руководящая роль в сборной Чехии, выигравшей в мае 2010 г. мировой чемпионат, была видна невооруженным взглядом. Авторитет чеха, бесспорно, работает на престиж лиги. А сам Ярдо, на пару с Алексеем Яшиным, в качестве капитана выводит на лед одну из двух сборных лучших мастеров КХЛ в матчах всех звезд. Не счесть и других блистательных игроков из той же Чехии, Словакии, Швеции и Финляндии: Гашек (Доминатор решил «тряхнуть стариной» под руководством Милоша Ржиги в московском «Спартаке») и Рахунек, Хосса и Демитра, Вайнхандль и Мортенссон, Рамо и Капанен приходят на ум навскидку. Также отметим, что на постсоветское пространство потянулись граждане Канады и США, которых мы видим не только на льду, но и на тренерских мостиках!
Конечно, в НХЛ на ведущих ролях по-прежнему те, кого с удовольствием лицезрели бы в родных пенатах: Овечкин, Дацюк, Малкин. Но возможный переход этим летом в армейскую команду Санкт-Петербурга Ильи Ковальчука уже вызвал немало шума по обе стороны Атлантического океана. И пусть боссы СКА своего пока не добились, но интенция может быть вполне реализована с другими «звездами». Что уже подтвердилось с появлением газпромовского логотипа на майках российских чемпионов мира Набокова, Афиногенова и Гребешкова. На прошедшем в конце августа в Торонто Мировом хоккейном саммите в очередной раз поднимался вопрос о взаимном признании контрактов двух лиг. Трансферное соглашение между КХЛ и НХЛ так и не заключено, поэтому возможны прецеденты, как в случае с Александром Радуловым, который подписал соглашение с «Салаватом Юлаевым» при действующем договоре с «Нэшвилл Предаторз». Кстати, несмотря на скромное присутствие игроков из КХЛ в составе сборной, общий моральный подъем после создания евразийской лиги наверняка сказался и в том, что Россия дважды подряд, в 2008 и 2009 гг., выиграла мировые чемпионаты, а неудача в Ванкувере стала, скорее всего, результатом стечения негативных обстоятельств. И числом, и умением Обе лиги, и как открытые системы, и как коммерческие предприятия, по определению настроены на расширение представительства. Причем не только отдельных игроков, но и клубов. НХЛ удалось поглотить в свое время альтернативную Всемирную хоккейную ассоциацию, а вектор развития устремить в южные районы Соединенных Штатов, правда, подсократив при этом число клубов «родоначальницы» игры. Вообще к конкурентным войнам Национальной хоккейной лиге не привыкать. Само ее образование произошло после возникновения разногласий в Национальной хоккейной ассоциации, объединявшей на 1917 г. шесть канадских коллективов. Первые два сезона за Кубок Стэнли боролись всего три команды из Страны кленового листа — «Монреаль Канадиенс», «Оттава Сенаторз» и «Торонто Ареназ». Вот, собственно, где и отыскалась разгадка названия главной мировой лиги. Начиная с середины 20-х гг., используя экономические рычаги, НХЛ постепенно приманила команды из Бостона, Нью-Йорка, Питсбурга, Детройта и Чикаго. Великая депрессия и Вторая мировая война несколько убавили прыти хоккейному бизнесу, но именно с 1942 г. сложилась так называемая «Большая шестерка» выживших клубов, чьи названия уже спустя пару десятков лет стали всемирными брендами. Однако с самым главным вызовом НХЛ пришлось столкнуться в 70-х гг., когда была сформирована мощная альтернативная организация — Всемирная хоккейная ассоциация, в составе которой появились ставшие известными на весь свет клубы из Эдмонтона, Виннипега, Хартфорда и Квебека. После свертывания ВХА в 1979 г. эти четыре команды были благополучно переварены энхаэ-ловским котлом, но на данный момент лишь «нефтяники» из Эдмонтона не сменили ни прописки, ни наименования. Противостояние двух лиг имело и еще одно важное следствие. Именно ВХА начала массовое привлечение игроков с той стороны Атлантики, ну а ведущая мировая лига отставать не захотела. Во Всемирную ассоциацию среди первых отправились Андерс Хедберг из «Тре Крунур», финн Вели-Пекка Кетола, а затем появились и перебежчики из ЧССР — словак Вацлав Недомански и чех Рихард Фарда. В НХЛ же первым громким приобретением стал швед Берье Сальминг, более 15 лет затем отдавший маститым «Кленовым листьям» из Торонто. В перестроечные годы, преодолевая слабеющие партийно-чиновничьи препоны, за океан потянулись и советские мастера. Знаменитая «первая пятерка» сборной Виктора Тихонова (Фетисов, Касатонов, Макаров, Ларионов, Крутов) успела проявить себя наилучшим образом и по ту сторону Атлантики, причем в отнюдь не юном спортивном возрасте, подтвердив «космический» статус отечественного хоккея. Но если для НХЛ экспансия закончилась переманиванием хоккеистов при сохранении североамериканского ареала, то Континентальная лига имеет все возможности замахнуться на масштабное преодоление государственных границ. Помимо того что с первого розыгрыша гагаринского Кубка свои места в дивизионах получили динамовцы Риги и Минска, а также казахстанский «Барыс», начались разговоры о включении западноевропейских клубов. В 2009 г. заинтересованность высказывал один из старейших стокгольмских клубов АИК, а за ним и представители шведской элитной серии «Ферьестад» и «Фрелунда». Перед стартом третьего сезона только вмешательство чиновников помешало словацкой команде «Лев» пополнить дивизион Боброва. Возможно, клуб из Попрада войдет в КХЛ в сезоне 2011/12 вместе с киевским «Будивельником» и вильнюсской «Ветрой». На стадии намерений находятся отношения еще с рядом дружин, среди которых чешская «Энергия», финский «Кярпят», итальянский «Милан», немецкие «Кёльн» и «Айсберен» и австрийский «Ред Булл». Поэтому нынешнее количество команд, 23, совсем не представляется окончательным. И хотя глава ИИХФ (Международной хоккейной федерации) Рене Фазель этим летом заявил, что «в КХЛ должно быть меньше клубов, и тогда уровень турнира заметно повысится», президент лиги Александр Медведев высказал иное мнение с предельной категоричностью: «Даже если мы ничего не будем делать по расширению в Центральную и Северную Европу, то пяти новым командам (которые планируется создать на территории бывших советских республик. — Ред.) потребуются примерно 150 игроков. Они уедут из Чехии, Словакии, Швеции, Финляндии. И местные чемпионаты превратятся в соревнование уровня второй лиги, мало интересное телевизионщикам, спонсорам и зрителям». Так что, если не произойдет очередного глобального кризиса, за ближайшие годы российский проект будет в состоянии приблизиться к НХЛ. Тем более что и трансляции КХЛ (а это в хоккейном бизнесе не последняя статья дохода) закупают все больше стран — собираются раскошелиться даже далекие от ледовых страстей греки с киприотами. Правда, не столь радужна ситуация с ценами на билеты и абонементы, что естественно, если сравнить средние доходы россиян и жителей Северной Америки. Но, несмотря на «кусачий» вход на трибуну, болельщик, прежде всего из глубинки, не оставляет своим вниманием ледовые сражения. Ведь во многих городах хоккей является основным развлечением. Остается сделать его более цивилизованным и семейным. И следовать гуманитарной миссии, изложенной в свое время главой НХЛ Гэри Бэттменом: «НХЛ должна стать той Лигой, на матчи которой дети ведут за руку своих родителей — именно так, а не наоборот. Хоккей должен быть тем видом спорта, который выбирают семилетние дети. Когда-нибудь они вырастут, станут взрослыми и приведут на хоккей уже своих детей. Сохранится преемственность поколений, и для нас это — самое главное».
Ключевых слов нет...
Рассказать друзьям