Техника выполнения выстрела в упражнении СПОРТИНГ (Ч.3)
Рассказать друзьям
Live-Spinelli
Спортинг
673
0
0.0
[b]Управление спуском Управление спуском – активный мощный, но плавный нажим на спусковой крючок указательным пальцем вдоль оси канала ствола; работа указательного пальца должна быть автономной, без изменения мышечных усилий кисти (напряжения или расслабления), обхватывающей рукоятку ружья, а также включения каких - либо других групп мышц; освоение мощности нажима должно осуществляться постепенно в несколько приемов.
Условия, обеспечивающие формирование правильного навыка управления спуском, одного из основных элементов техники выполнения выстрела:
§ понятное (подробное, детальное) объяснение того, что нажим на спусковой крючок должен быть плавным, так как резкое движение пальца из - за желания новичка выполнить выстрел быстрее приводит к чрезвычайно вредной ошибке - «дерганию», которая при повторении закрепляется в навык;
§ показ управления спуском - наложив свой палец на указательный палец новичка, тренер-преподаватель постепенно усиливает давление на спусковой крючок, дает стрелку возможность почувствовать, как плавно нарастает усилие (выполнение «выстрела» без патрона);
§ многократное выполнение «выстрела» без патрона, повторение нажима на спусковой крючок с визуальным контролем за движением пальца тренера, попарно друг друга, самого стрелка и запоминанием ощущения давления на спуск, использование по возможности наглядных приспособлений;
§ объяснение – рассказ об особенности нажима на спусковой крючок при стрельбе из ружья, когда время выполнения выстрела столь мало, что внешне нажим на спусковой крючок похож на рывок; но нажим обязательно должен быть по структуре «классическим», исключающим рывок («дергание»); указательный палец с оптимальным усилием накладывается на спусковой крючок (определенные мышцы уже включены в работу и готовы продолжить ее), при входе стволов в «зону поражения» подается сигнал о своевременности завершения нажима, палец наращивает усилие одновременно плавно и очень мощно, что позволяет выполнить выстрел необычайно быстро, за доли секунды; командой к выполнению выстрела должна быть картина взаиморасположения в «зоне поражения» летящей мишени и стволов, а не мысль «пора нажимать»; (более подробно о разучивании нажима на спусковой крючок на странице 173, «Выполнениевыстрела из пневматической винтовки»)
§ подгонка формы рукоятки для обеспечения удобного обхвата ее кистью и расстояния от рукоятки до спускового крючка: указательный палец должен быть расположен так, чтобы спусковой крючок находился между 1-й и 2-й фалангами пальца; это необходимо для правильного управления спуском; особенно это важно для небольшой детской руки (кисти);
§ применение упражнений, направленных на естественное и спокойное восприятие отдачи ружья и звука выстрела.
Характерные ошибки при управлении спуском:
§ нажим на спусковой крючок выделяется в отдельное действие и выполняется изолировано от поводки, что характерно для начинающих стрелков;
§ неоднообразный предварительный выжим натяжения спуска, что при дожиме приводит к опозданию или преждевременному выстрелу;
§ рывковый характер нажима на спусковой крючок;
§ рывковый характер начала движения указательного пальца с последующей длительной «обработкой» мишени, затягивание выстрела;
§ поддергивание спускового крючка, связанное с желанием сделать выстрел поточнее;
§ поддергивание спускового крючка из-за неравномерного движения ружья в поводке;
§ подключение к работе указательного пальца других групп мышц (например, увеличение или ослабление мышечных усилий кисти, обхватывающей рукоятку);
§ невыполнение второго выстрела – начинающий стрелок забывает отпустить спусковой крючок после первого выстрела, боится нажать второй раз.
Успешность выступлений на соревнованиях стендовика во многом зависит от умения четко управлять спуском: нажимать плавно, мощно, быстро, не «подлавливая», без рывка. Поэтому в группах начального обучения и учебно-тренировочных необходимо выделять на каждом занятии определенное время для освоения и выработки прочного навыка выполнения правильного нажима на спусковой крючок. В группах спортивного совершенствования такую работу нужно проводить периодически и в тех ситуациях, когда появляются «неожиданные» промахи.
Дыхание Дыхание – один из элементов техники выполнение выстрела. Дыхание разделяется на естественное, когда в паузах между выстрелами спортсмен не обращает внимание на этот процесс и принудительное, когда в паузах между выстрелами спортсмен сознательно учащает или замедляет дыхание, а также увеличивает его глубину с целью ослабить стрессовое состояние, и на задержку на время вскидки, поводки и нажима на спусковой крючок.
Задержка дыхания от момента подачи команды на вылет мишени до выстрела составляет не более 3 - 4х секунд и не представляет трудностей при ее освоении.
Характерные ошибки при выполнении дыхания
Основной ошибкой начинающих стрелков является чрезмерный вдох или выдох перед задержкой дыхания, а также отсутствие навыка голосовой подачи команды на вылет мишени. Стрелок должен выбрать манеру подачи голосовой команды - оптимальное сочетание и силу звуков, произносимых на вдохе или выдохе.
Выполнение выстрела Выполнение выстрела – соединение (координирование) в единое целое действий, направленных на принятие изготовки, выполнение вкладки или вскидки, поводки, прицеливания, нажима на спусковой крючок при задержке дыхания, восприятие отдачи оружия.
В ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо, поняв и осмыслив, освоить, закрепить в прочный навык и постоянно совершенствовать следующее:
§ умение использовать в пределах правил соревнований подвижность частей ружья: затыльника, гребня приклада, прицельной планки (на отдельных моделях ружей), а также вносить конструктивные изменения в неподвижные части оружия в зависимости от морфологических особенностей строения тела спортсмена (длины рук, шеи, кисти);
§ однообразие выполнения всех элементов изготовки;
§ умение, готовясь к выполнению выстрела и принимая изготовку на каждом стрелковом месте (номере), точно, без погрешностей изготавливаться относительно «зоны поражения» мишени; используя приемы наведения в цель системы «стрелок-оружие», проводить самопроверку, контролируя точность и однообразие изготовки;
§ умение удерживать и управлять системой «стрелок-оружие» без затруднений в положении устойчивого равновесия при выполнении подряд двух выстрелов (дуплета), переходя от одной мишени к другой;
§ умение удерживать и управлять системой «стрелок-оружие» без затруднений при выполнении нескольких выстрелов, серий (развитие силовой выносливости);
§ длительное и многократное нахождение в изготовке, достаточное для выполнения упражнения без значительного утомления;
§ умение при выполнении выстрела с момента задержки дыхания «замирать», удерживая систему «стрелок-оружие» в положении устойчивого равновесия (развитие статической выносливости);
§ умение контролировать однообразие мышечных усилий, удерживающих и управляющих системой «стрелок-оружие» в статической и динамической позах;
§ умение в течение всего упражнения концентрировать и сохранять внимание при подготовке выстрела, во время и после его выполнения, анализируя собственные ощущения, делая выводы и принимая решения; этот процесс трудоемкий, длительный, требующий осознанных усилий; задача тренера – убедить своих учеников в необходимости овладевать умением анализировать, делать выводы и принимать решения;
§ однообразное выполнение вскидки – действия, состоящего из быстрого, плавного подъема ружья и вкладывания затыльника приклада в плечевую впадину с одновременной фиксацией головы на гребне приклада так, чтобы ось правого глаза (если он ведущий) совмещалась с осью прицельной планки, а мушка проектировалась на середину прицельной планки в казенной части;
§ выполнение поводки (движения системы «стрелок-оружие») быстро, но плавно в начальной фазе, оптимальным ускорением и постепенным обгоном мишени в средней фазе и при использовании инерции движения оружия совмещение системы «стрелок-оружие» с траекторией полета мишени в заключительной фазе;
§ выполнение оптимального по скорости и стабильного по ритму движения направленного на обгон мишени, которое обеспечивает оптимальные условие для своевременного завершения нажима на спусковой крючок;
§ умение выполнять нажим на спусковой крючок плавно, мощно, без рывка; в дальнейшем доведение этого элемента до автоматизма;
§ умение управлять нажимом на спусковой крючок в различные моменты обгона мишеней: в момент подхода стволов к мишени, в момент прохождения стволов через мишень, в момент обгона мишени (нажим на спусковой крючок не должен замедлять поводку);
§ умение выполнять нажим на спусковой крючок указательным пальцем автономно, без включения других групп мышц;
§ умение управлять нажимом на спусковой крючок при благоприятном сочетании четко выполняемых всех элементов выстрела;
§ умение «чисто» выполнять каждый из элементов техники и выстрела в целом, постепенно доводя до автоматизма;
§ умение управлять нажимом на спусковой крючок при неблагоприятном сочетании остальных элементов выстрела;
§ умение выполнять выстрел, не ожидая его, - элемент «неожиданности» выстрела; недопустима реакция на выстрел («встреча» выстрела);
§ умение воспринимать отдачу оружия без ответной реакции на выстрел;
§ умение координировано выполнять элементы техники выстрела («параллельность работ»);
§ умение концентрировать внимание для своевременного восприятия появления мишени;
§ умение своевременно реагировать на вылет мишени мягким и слитным движением системы «стрелок-оружие» и выполнять поводку с оптимальным ускорением по траектории полета мишени, при этом нежелательно перемещение оружия за счет работы рук;
§ умение использовать инерционные свойства оружия в средней и завершающей фазах поводки.
При разучивании элементов техники выполнения выстрела следует неукоснительно соблюдать принципы: «От простого к сложному», «Постепенность и последовательность». Для того чтобы обеспечить прочное запоминание расположения частей тела, последовательность и характер действий, направленных на выполнение выстрела стрелок должен выполнять каждый из осваиваемых элементов многократно. Количество повторов зависит от физических возможностей спортсмена и его психики. Не следует допускать выполнение движений на фоне развивающегося утомления, так как оно часто приводит к появлению грубых координационных ошибок. Целесообразно предоставлять больше «попыток» с меньшим количеством повторов.
Применяя метод расчленения сложных действий на простые движения, в процессе учебно-тренировочных занятий на начальном этапе обучения и в дальнейшем необходимо использовать разнообразные упражнения, которые помогут освоить, закрепить в прочный навык и совершенствовать элементы техники выполнения выстрела:
§ исходное положение – положение ног, туловища, рук, распределение центра тяжести (разучивание без прицеливания);
§ положение рук на ружье, положение ружья в плече, характер вкладывании приклада в плечо (разучивание без прицеливания);
§ однообразная фиксация головы на гребне приклада (разучивание в начале без прицеливания, а затем с прицеливанием);
§ прицеливание при стрельбе из ружья: прицельная линия и мушка: особенности прицеливания в стендовой стрельбе;
§ правильное положение глаза относительно прицельной планки, проверка положения глаза относительно мушки;
Примечание. У начинающих стрелков нужно периодически контролировать правильное положение глаза относительно прицельных приспособлений; для этого, тренер должен визуально со стороны дульного среза проверить совмещение оси зрачка глаза с осью прицельной планки; во избежание несчастного случая необходимо предварительно открыть ружье и убедиться в отсутствии патронов в патроннике.
§ тренировка ведущего глаза;
§ определение и запоминание оптимальной величины мышечных усилий при выполнении элементов выстрела; проверка мышечного тонуса;
§ опускание приклада ружья до исходного положения (нижняя часть приклада касается специальной маркировочной полосы, укрепленной на одежде спортсмена); траектория опускания приклада должна соответствовать траектории вскидки;
§ выполнение вскидки – движения, которым стрелок поднимает ружье, поднося гребень приклада к щеке и одновременно вкладывая приклад в плечо; вскидка должна быть очень точной, быстрой и мягкой; плавное начало и мягкое вкладывание в плечо сначала на фоне светлой стены или белого листа, без точки прицеливания, затем по неподвижной цели;
§ выполнение вскидки по нескольким различно расположенным целям;
§ принятие точной изготовки на номере в предполагаемую «зону поражения» мишени и выполнение разворота в «зону вылета» перед подачей команды голосом;
§ соединение изготовки, вскидки и прицеливания вначале на фоне светлой стены без поводки и нажима на спусковой крючок;
§ удержание ружья с прицеливанием на фоне светлой стены или по белому листу без точки прицеливания (развитие силовой выносливости);
§ выполнение слитного движения: одновременное начало вскидки и поводки;
§ изготовка, вскидка, прицеливание и поводка по траектории полета мишени без нажима на спусковой крючок;
§ выполнение изготовки, вскидки, прицеливания и поводки по мысленно представляемым траекториям перед зеркалом со зрительным контролем за своими действиями;
§ поводка - перемещение системы «стрелок-оружие» влево, вправо, вверх, вниз без нарушения положения приклада в плече, головы на гребне приклада, глаза относительно прицельных приспособлений на фоне светлой стены без нажима на спусковой крючок (подготовительные упражнения);
§ поводка - перемещение системы «стрелок-оружие» влево, вправо, вниз, вверх, круговые перемещения оружия справа налево и слева направо с контролем за фиксацией приклада в плече, головы на гребне приклада и глаза относительно прицельных приспособлениях на фоне светлой стены без нажима на спусковой крючок (подготовительные упражнения);
§ активный, значительно более мощный и быстрый, но плавный нажим на спусковой крючок вдоль оси канала ствола без прицеливания (освоение увеличения мощности усилия нажима постепенное, в несколько приемов);
§ автономная работа указательного пальца без включения (напряжения) каких-либо других групп мышц;
§ соединение изготовки, вскидки, прицеливания и нажима на спусковой крючок вначале на фоне светлой стены без поводки (подготовительное упражнение);
§ изготовка, вскидка, прицеливание, поводка и нажим на спусковой крючок в движении по заданным траекториям при выполнении «выстрелов» без патрона;
§ выполнение выстрелов в изготовке «от плеча» (с заранее вставленным прикладом в плечо и фиксацией щекой гребня приклада) на разных номерах по мишеням с уменьшенной дальностью заброса и с использованием патронов с облегченной навеской пороха и дроби;
§ выполнение выстрелов в изготовке «от плеча» на разных номерах с постепенным увеличением дальности заброса до величины, определяемой правилами соревнований;
§ выполнение выстрелов в изготовке «со вскидкой» с постепенным увеличением дальности заброса мишени до величины, определяемой правилами соревнований, с использованием патронов с облегченной навеской пороха и дроби;
§ освоение быстрой вскидки, прицеливания, поводки, обгона мишени и своевременного нажима на спусковой крючок при выполнении «выстрелов» без патрона и выстрелов патроном с облегченной навеской пороха и дроби по разным мишеням, начиная с легко осваиваемых и переходя последовательно к более сложным;
§ разучивание и запоминание величины упреждения при выполнении выстрела на каждом стрелковом номере;
§ имитация и выполнение выстрелов по мишеням, поданным стрелку по его команде;
§ выполнение выстрелов стандартным патроном с величиной заброса мишеней, определяемой правилами соревнований;
§ выполнение серий из 2-5 и более выстрелов в группах начальной подготовки;
§ увеличение тренировочной нагрузки в учебно-тренировочных группах: первого года обучения - выполнение в течение занятия нескольких серий из 10-15-20-25 выстрелов, второго года обучения - выполнение в течение занятия нескольких серий из 25-30-35-40-45-50 выстрелов, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – значительно большего количества выстрелов, исходя из подготовленности стрелков.
Нужно формировать технически правильные действия по выполнению выстрелов с различных стрелковых мест, следуя общему подходу: выполнение «выстрелов» без патрона, патроном с облегченными навесками пороха и дроби, стандартными патронами, постепенно увеличивая дальность заброса мишени до величины, определяемой правилами соревнований.
Примечание. При разучивании и освоении вскидки и поводки необходимо следовать принципу «от простого к сложному»: первоначально движения выполняются в замедленном темпе, по мере освоения движения ускоряются и доводятся по ритму и амплитуде до характеристик, определяемых условиями выполнения упражнения на соревнованиях.
Для того чтобы снизить психологическую напряженность спортсмена, начинающего осваивать выполнение выстрела из ружья и уберечь от практически неизбежных ошибок, которые при многократных повторах закрепляются в злостный навык, при переходе к выполнению выстрела на стрелковой площадке некоторое время необходимо следующее:
§ выполнение на первых занятиях «выстрелов» без патрона с использованием стреляной гильзы и патроном с облегченными навесками пороха и дроби в положении «от плеча», используя неподвижную цель (желательно 100-долевую мишень);
§ выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляной гильзы;
§ выполнение выстрелов с патроном с облегченными навесками пороха и дроби со значительно уменьшенной дальностью заброса мишени;
§ выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляной гильзы и патроном с облегченными навесками пороха и дроби на укороченной дистанции (выход вперед, близко к «зоне вылета мишени»; по мере освоения техники выполнения выстрела постепенный отход на основной (исходный) рубеж и с использованием значительно уменьшенной дальности заброса мишени;
§ выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляной гильзы и патроном с облегченными навесками пороха и дроби с постепенно увеличиваемой дальностью заброса мишени до величины, определяемой правилами соревнований;
В группах начального обучения разучивание элементов техники выполнения выстрела следует проводить в специально подготовленных классе или тренажерном зале. Для разучивания поводки на стене с помощью контрастных по цвету кусков шпагата или веревки задаются (обозначаются) траектории, приближенные к реальным условиям стрельбы. На нескольких первых занятиях мишени на траекториях не обозначаются.
Первоначально поводка разучивается в замедленном темпе, после каждой из коротких серий по 5-7-м поводок необходим непродолжительный отдых.
На последующих занятиях упражнение разучивается по условным точкам-мишеням. Необходимо учитывать разницу дистанций: их размеры должны пропорционально соответствовать размерам реальных мишеней. Точки-мишени располагают на стене так, чтобы обеспечить амплитуду поводки в соответствии с реальными условиями стрельбы.
В процессе стрельбы по условным точкам-мишеням необходимо продолжать формирование оптимальной скорости обгона мишени и стабильного ритма поводки, при которых спортсмен четко воспринимает момент сближения стволов и мишени. Занимающиеся должны привыкнуть к полной имитации действий, включая команду на подачу мишени.
По мере освоения занимающимися поводки по заданным траекториям после обстоятельного объяснения следует приступить к разучиванию поводки по мысленно представляемым траекториям.
Примечание. При овладении техникой выполнения поводки спортсмены многократно прослеживают траектории полета мишени. Количество повторов таково, что зрительное восприятие становится основой яркого четкого представления картины движения мишени и стволов, что позволяет стрелкам выполнять «выстрелы» без патрона по мысленно представляемым траекториям не только на стрелковой площадке, но и в любой обстановке: в учебном классе или дома желательно перед зеркалом, строго соблюдая меры безопасности.
Через несколько занятий можно и нужно начинать освоение нажима на спусковой крючок в процессе поводки без прицеливания. Обязательным является тщательный контроль за правильностью действий, предупреждающий появление ошибок.
Далее нажим на спусковой крючок формируется в поводке с прицеливанием, но без его уточнения. Стрелок должен контролировать «параллельность работ»: выполнение поводки и управление спуском.
Очень ответственный момент – переход к выполнению выстрелов на стрелковой площадке. Кроме овладения техникой выполнения элементов выстрела, стрелок должен быть уже обучен действиям по заряжанию оружия. Практической стрельбе предшествует имитационная тренировка, в процессе которой начинающие стрелки многократно воспроизводят изготовку, вскидку, прицеливание и поводку с нажимом на спусковой крючок (выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляных гильз). Спортсмены, имеющие определенную подготовку, также перед практической стрельбой должны выполнять «выстрелы» без патрона. Возможность выполнения выстрела с патроном предоставляется только тогда, когда тренер видит, что все действия стрелка безошибочны, сформированы умение и навыки безопасного обращения с оружием на площадке и правильного поведения на номере.
При выполнении выстрелов необходимо направлять внимание стрелков на формирование правильного ритма выполнения поводки: быстрое, но мягкое, без рывка начало движения в начальной фазе и использование инерции оружия в средней и завершающей фазах. Необходим тщательный контроль за правильностью выполнения действий и особенно в завершающей фазе поводки: не оставлять без внимания замедление поводки и остановку стволов.
При каждом подходе к стрелковому месту спортсмен должен соблюдать строгую последовательность действий на номере: § постановка ног, обеспечивающая направление системы «стрелок-оружие» в «зону поражения» мишени;
§ подъем ружья до уровня грудной мышцы;
§ распределение центра тяжести системы «стрелок-оружие»;
§ вкладка ружья в плечо и проверка положения затыльника приклада (ружье находится в положении, близком к горизонтальному);
§ накладывание головы на гребень приклада и проверка положения мушки;
§ опускание приклада ружья - фиксация приклада ружья в районе гребня подвздошной кости;
§ проверка мышечного тонуса (устранение излишнего напряжения);
§ подача команды голосом;
§ вскидка, прицеливание, поводка и выполнение нажима на спусковой крючок в движении.
Максимально допустимый вес дроби в патронах для СПОРТИНГА (большого и пропеллера) - 36 гр., для остальных дисциплин – 28 гр. Применение стандартных патронов на начальном этапе обучения нежелательно из-за боязни новичков отдачи от выстрела, так как это может привести к возникновению и закреплению ошибок. Первоначально необходимо использовать патроны с облегченными навесками пороха и дроби. Это позволит избежать боязни выстрела, обеспечит качественный перенос умений, сформированных в классе, в естественные условия выполнения выстрела на стрелковой площадке.
Другие ошибки, характерные при выполнении выстрелов в упражнениях СПОРТИНГА: § нестабильное время реагирования на появление мишени из-за недостаточной концентрации внимания на ее вылет;
§ чрезмерное мышечное напряжение из-за ожидании выстрела;
§ чрезмерно быстрые начало движения и поводки – стволы ушли вперед мишени: стрелок, уточняя прицеливание, затягивает его и не успевает своевременно нажать на спусковой крючок, нарушение координирования движений;
§ переключение внимания с правильного выполнения технических действий на ожидание выстрела (ожидание отдачи, боязнь ее);
§ переключение внимания с правильного выполнения технических действий на попадание в мишень: слишком велико желание разбить тарелочку;
§ «ожидание» выстрела и неизбежное в таких случаях включение других мышечных групп («встреча» выстрела);
§ замедление поводки и остановка стволов в момент нажима на спусковой крючок;
§ нарушение двигательных навыков под влиянием стрессовых условий: запоздалая реакция на вылет мишени, стремление поразить мишень как можно быстрее (потеря чувства ритма), несвоевременный нажим на спусковой крючок;
§ потеря контроля за концами стволов, возникающая из-за переключения внимания спортсмена на летящую мишень; это характерно при выполнении выстрелов по встречным мишеням («стрельба глазами»);
§ при дуплетной стрельбе возможно изменение фиксации головы на гребне приклада и несовмещение осей глаза и прицельной планки;
§ неумение настраиваться (сосредотачиваться) на выстрел, серию, концентрировать внимание на технике выстрела, анализировать, определять и устранять ошибки;
§ неумение сосредотачивать свое внимание на подготовке и выполнении большой серии выстрелов;
§ несвоевременный нажим на спусковой крючок;
§ неумение переключать внимание с неудачного выстрела на подготовку к следующему, учитывая и исправляя допущенные неточности в действиях;
§ неумение отдыхать между выстрелами и сериями;
§ неумение приспосабливаться к погодным условиям: изменению температуры воздуха, освещенности, направления и силы ветра, давления, влажности и другим обстоятельствам;
§ неподготовленность спортивной экипировки: несоответствие одежды погодным условиям;
§ неумение приспосабливаться к фону, на котором происходит полет мишени;
§ нарушение мер безопасности, резкое закрывание ружья, ведущее к случайным выстрелам.
Эти и другие ошибки, выраженные не столь очевидно, сопровождают стрелка на всем его пути спортивного совершенствования. Для того чтобы не допустить появление ошибок и закрепление их в навык, желательно не форсировать спортивный рост юных стрелков на начальном этапе обучения.
Использование на начальном этапе методики последовательного неспешного разучивания и освоения отдельных элементов техники поможет в дальнейшем освоить и закрепить в прочный навык правильное (координированное) выполнение выстрела в целом.
Тренерам и спортсменам следует помнить, что ошибка при выполнении выстрела (промах), - это уже случившийся факт. Для устранения ошибки следует работать над причинами ее возникновения. Следует помнить, что одна незначительная ошибка в изготовке (первый элемент техники выстрела) может повлечь череду ошибок в других элементах.
Формы контроля спортивной подготовленности стрелков:
§ стрельба с заданием, стрельба до промаха и другие формы;
§ прикидки, контрольные стрельбы на результат;
§ выполнение тренировочных упражнений по условиям соревнований;
§ турниры, товарищеские встречи;
§ квалификационные и календарные стрельбы;
§ выполнение установочных и разрядных нормативов, установление и повышение личных рекордов.
Источник: uashooting.com
Ключевых слов нет...
Рассказать друзьям