Техника выполнения выстрела в упражнении ТРАП (часть 2-Выполнение выстрела)
Рассказать друзьям
Live-Spinelli
Спортинг
476
0
0.0
Выполнение выстрела Выполнение выстрела - соединение (координирование) в единое целое действий, направленных на принятие изготовки, выполнение вкладки, задержку дыхания, выполнение поводки, прицеливания, нажима на спусковой крючок и восприятие отдачи оружия.
В ходе многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо, поняв и осмыслив, освоить, закрепить в прочный навык и постоянно совершенствовать:
умение использовать в пределах правил соревнований подвижность частей ружья: затыльника, гребня приклада, прицельной планки (на отдельных моделях ружей), а также вносить конструктивные изменения в неподвижные части оружия в зависимости от морфологических особенностей строения тела (длины рук, шеи, кисти);
однообразие выполнения всех элементов изготовки;
умение, готовясь к выполнению выстрела и принимая изготовку на каждом стрелковом месте (номере), точно, без погрешностей изготавливаться относительно «зоны вылета» мишени; используя приемы наведения в цель системы «стрелок-оружие», проводить самопроверку, контролируя точность и однообразие изготовки;
умение правильно распределять центр тяжести своего тела для обеспечения свободного управления системой «стрелок-оружие» без излишних мышечных усилий;
умение удерживать и управлять системой «стрелок - оружие» без затруднений при выполнении нескольких выстрелов, серий (развитие силовой выносливости);
длительное и многократное нахождение в изготовке, достаточное для выполнения упражнения без значительного утомления (развитие силовой выносливости);
умение при выполнении выстрела с момента задержки дыхания «замирать», удерживая систему «стрелок-оружие» в положении устойчивого равновесия (развитие статической выносливости);
умение контролировать однообразие мышечных усилий, удерживающих и управляющих системой «стрелок-оружие» в статической и динамической позах;
умение в течение всего упражнения концентрировать и сохранять внимание при подготовке выстрела, во время и после его выполнения, анализируя собственные ощущения, делая выводы и принимая решения; этот процесс трудоемкий, длительный, требующий осознанных усилий; задача тренера – убедить своих учеников в необходимости овладевать умением анализировать, делать выводы и принимать решения;
однообразное накладывание головы на гребень приклада так, чтобы ось правого глаза (если он ведущий) совмещалась с осью прицельной планки, а мушка проектировалась на середину прицельной планки в казенной части;
умение выполнять нажим на спусковой крючок плавно, мощно, без рывка; в дальнейшем доведение этого элемента до автоматизма;
умение автономно выполнять указательным пальцем нажим на спусковой крючок без включения (напряжения) других групп мышц;
умение управлять нажимом на спусковой крючок в сочетании с четко выполняемыми остальными элементами выстрела, доведение нажима до автоматизма;
умение управлять нажимом на спусковой крючок при неблагоприятном сочетании остальных элементов выстрела;
умение «чисто» выполнять каждый из элементов техники и выстрел в целом, постепенно доводя до автоматизма;
умение выполнять выстрел, не ожидая его, - элемент «неожиданности» выстрела; недопустима реакция на выстрел («встреча» выстрела);
умение воспринимать отдачу оружия без ответной реакции на выстрел;
умение координировано выполнять элементы техники выстрела («параллельность работ»);
умение концентрировать внимание для своевременного восприятия появления мишени;
умение своевременно реагировать на вылет мишени мягким и слитным движением системы «стрелок-оружие» и выполнять поводку с оптимальным ускорением по траектории полета мишени, при этом недопустимо перемещение оружия за счет работы рук;
выполнение поводки (движения системы «стрелок-оружие») с быстро, но плавно в начальной фазе, оптимальным ускорением и постепенным обгоном мишени в средней фазе и совмещением движения системы «стрелок-оружие» с траекторией полета мишени при использовании инерции движения оружия в завершающей фазе;
умение использовать инерционные свойства оружия в средней и завершающей фазах поводки;
выполнение оптимального по скорости и стабильного по ритму движения, направленного на обгон мишени, которое обеспечивает условия для своевременного завершения нажима на спусковой крючок.
При разучивании элементов техники выполнения выстрела следует неукоснительно соблюдать принципы: «От простого к сложному», «Постепенность и последовательность». Для того чтобы обеспечить прочное запоминание расположения частей тела, последовательность и характер действий, направленных на выполнения выстрела, стрелок должен выполнять каждый из осваиваемых элементов многократно. Количество повторов зависит от физических возможностей спортсмена и его психики. Не следует допускать выполнение движений на фоне развивающегося утомления, так как это часто приводит к появлению грубых координационных ошибок.
Применяя метод расчленения сложных действий на простые движения, в процессе учебно - тренировочных занятий на начальном этапе обучения и в дальнейшем необходимо использовать разнообразные упражнения, которые помогут освоить, закрепить в прочный навык и совершенствовать элементы техники выполнения выстрела:
исходное положение – положение ног, туловища, рук, распределение центра тяжести (разучивание без прицеливания);
положение рук на ружье, ружья в плече, характер вкладывания приклада в плечо (разучивание без прицеливания);
однообразное накладывание головы на гребень приклада (разучивание в начале без прицеливания, а затем с прицеливанием);
прицеливание при стрельбе из ружья: прицельная линия и мушка (особенности прицеливания в стендовой стрельбе);
правильное положение глаза относительно прицельной планки, проверка положения глаза относительно мушки;
Примечание. У начинающих стрелков нужно периодически контролировать правильное положение глаза относительно прицельных приспособлений; для этого тренер должен визуально со стороны дульного среза проверить совмещение оси зрачка глаза с осью прицельной планки; во избежание несчастного случая необходимо предварительно открыть ружье и убедиться в отсутствии патронов в патроннике.
тренировка ведущего глаза;
определение и запоминание оптимальных мышечных усилий при выполнении элементов выстрела, проверка мышечного тонуса, соединение изготовки, вкладки и прицеливания (без нажима на спусковой крючок);
удержание ружья с прицеливанием на фоне светлой стены или по белому листу без точки прицеливания (развитие силовой выносливости);
активный, значительно более мощный и быстрый, но плавный нажим на спусковой крючок вдоль оси канала ствола ружья без прицеливания(освоение увеличения мощности усилия нажима на спусковой крючок постепенное, в несколько приемов);
автономная работа указательного пальца без включения (напряжения) каких-либо других групп мышц;
соединение изготовки, вкладки, прицеливания и нажима на спусковой крючок на фоне светлой стены (без поводки);
опускание ружья до уровня, соответствующего переднему срезу козырька траншеи;
поводка – перемещение системы «стрелок-оружие» влево, вправо, вверх, вниз без нарушения положения приклада в плече, рук, головы на оружии, глаза относительно прицельных приспособлений на фоне светлой стены без нажима на спусковой крючок (подготовительные упражнения);
поводка - перемещение оружия влево, вправо, вниз, вверх, круговые перемещения оружия справа налево и слева направо с контролем за фиксацией оружия в плече, головы на гребне приклада и глаза относительно прицельных приспособлений на фоне светлой стены без нажима на спусковой крючок (подготовительные упражнения);
вкладка, прицеливание и поводка по заданным траекториям (без нажима на спусковой крючок) по мишеням;
вкладка, прицеливание, поводка и нажим на спусковой крючок в движении – выполнение «выстрела» без патрона;
выполнение изготовки и поводки перед зеркалом со зрительным контролем за своими действиями;
выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляных гильз по прямым угонным мишеням (с небольшим углом возвышения и со значительно уменьшенной дальностью заброса);
выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляной гильзы по прямым угонным мишеням с постепенно увеличиваемыми углами возвышения и дальностью заброса мишеней;
выполнение «выстрелов» без патрона по прямым мишеням с разными углами возвышения, включая средние и большие, кроме минимальных, и с дальностью заброса мишени, определяемой правилами соревнований;
выполнение выстрелов патроном с облегченными навесками пороха и дроби по прямым мишеням с разными углами возвышения;
выполнение выстрелов стандартными патронами по прямым мишеням с разными углами возвышения;
выполнение серий из 2-5-ти выстрелов в группах начальной подготовки;
увеличение нагрузки в учебно-тренировочных группах: 1-го года обучения - выполнение нескольких серий из 10-15-20-25-ти выстрелов, 2-го года обучения - выполнение нескольких серий из 25-30-35-40-45-50-ти
выстрелов, в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – значительно большего количества, исходя из подготовленности стрелков.
Формировать технически правильные действия выполнения выстрела по левым и правым мишеням следует так же, как и по прямым. Общий подход: постепенное увеличение углов от малых до углов в 45°, использование уменьшенной дальности заброса мишеней с постепенным ее увеличением до величины, определяемой правилами соревнований и более, выполнение «выстрелов» без патрона, патроном с облегченными навесками пороха и дроби и стандартными патронами.
Примечание. При разучивании и освоении поводки необходимо следовать принципу «От простого к сложному»: выполнение выстрелов по угонным мишеням с постепенным увеличением углов возвышения от 1 м 50 см до 3 м 50 см; по левым и правым мишеням с постепенным увеличением углов от 5° до 45°; выполнение движения в замедленном темпе; по мере освоения поводки движение ускоряется и доводится по скорости и амплитуде до характеристик, определяемых полетом мишеней.
Для того, чтобы снизить психологическую напряженность спортсмена, начинающего осваивать технику выполнения выстрела, и уберечь от практически неизбежных ошибок, которые при многократных повторах закрепляются в злостный навык, при переходе к разучиванию выполнения выстрела в естественных условиях на стендовой площадке необходимо следующее:
выполнение на первых занятиях «выстрелов» без патрона с использованием стреляных гильз;
использование специально заряженных патронов с минимальными навесками пороха и дроби;
использование укороченной дистанции (выход вперед) и по мере освоения техники выполнения выстрела постепенный, в несколько приемов, отход на основной (исходный) рубеж;
использование уменьшенной дальности заброса мишеней и по мере освоения техники выполнения выстрела постепенное, в несколько приемов, увеличение дальности заброса мишени до величины, определяемой правилами выполнения упражнения и более.
Возможности настройки метательных машинок на разные по величине углы возвышения и боковые (от малых до больших) позволяют свести к минимуму опасность появления «дергания» (рывка), «ожидания» выстрела и неизбежной «встречи» его. Увеличение углов следует проводить постепенно, в несколько приемов. Переход к большим углам (возвышения и боковым) должен быть подготовлен: все действия начинающего стрелка по выполнению выстрела должны быть четки, скоординированы, быстры, без суетливости. Чем больше будет переходов к постепенно увеличивающимся углам, тем надежней достижение цели – «чистота» выполнения технических действий. Такая методика обучения в группах начальной подготовки и освоения в учебно-тренировочных группах первого года несколько замедляет учебный процесс, требует дополнительных организационных усилий, затрат времени на настройку мишенного метательного оборудования. Но она способствует формированию навыков выполнения выстрела, когда появление и закрепление злостных ошибок сводится к минимуму. В дальнейшем не нужно будет тратить время на «борьбу» с ними, почти всегда без уверенности в окончательной победе.
В группах начальной подготовки, разучивая и осваивая элементы техники выполнения выстрела, учебно-тренировочные занятия следует проводить в специально подготовленных классе или тренажерном зале. На стене с помощью контрастных по цвету кусков шпагата или веревки задаются (обозначаются) «траектории», приближенные к реальными условиям стрельбы. На нескольких первых занятиях мишени на «траекториях» не обозначаются.
При каждом подходе к стрелковому месту спортсмен должен соблюдать строгую последовательность действий на номере:
постановка ног, обеспечивающая направление системы «стрелок - оружие» в «зону вылета» мишени;
подъем ружья до уровня грудной мышцы;
распределение центра тяжести системы «стрелок-оружие»;
вкладка ружья в плечо и проверка положения затыльника (ружье находится в положении, близком к горизонтальному);
накладывание головы (щеки) на гребень приклада и проверка положения мушки;
опускание ружья до уровня, соответствующего переднему срезу козырька траншеи;
проверка мышечного тонуса (устранение излишнего напряжения).
Первоначально поводка выполняется медленно, после каждой из коротких серий по 5-7 повторов поводок необходим непродолжительный отдых. Через несколько занятий можно и нужно начинать освоение нажима на спусковой крючок в процессе поводки первоначально без уточнения прицеливания. Обязательным является тщательный контроль за правильностью выполнения элементов и выстрела в целом, что предупреждает появление ошибок.
Очень важно направлять внимание стрелков на формирование правильного ритма выполнения поводки: быстрое, но мягкое, без рывка начало движения в начальной фазе и использование инерции оружия в средней и завершающей фазах.
По мере освоения занимающимися поводки по заданным «траекториям» после обстоятельного объяснения следует приступить к разучиванию поводки по мысленно представляемым траекториям.
Примечание.
При овладении техникой выполнения поводки спортсмены многократно прослеживают траектории полета мишени; количество повторов таково, что зрительное восприятие становится основой яркого четкого представления картины движения мишени и стволов; это позволяет стрелкам выполнять «выстрелы» без патрона по мысленно представляемым траекториям не только на стрелковой площадке, но и в любой обстановке: в учебном классе или дома перед зеркалом, строго соблюдая меры безопасности.
На следующих занятиях упражнение выполняется по условным точкам - мишеням. Необходимо учитывать разницу дистанций: их размеры должны пропорционально соответствовать размерам реальных мишеней. Точки - мишени располагают на стене так, чтобы обеспечить амплитуду поводки в соответствии с реальными условиями стрельбы.
Осваивая правильную поводку, следует перейти к формированию нажима на спусковой крючок («параллельность работ»): сначала без уточнения прицеливания, а затем с прицеливанием в зависимости от расположения мишеней:
по низкой прямой, а также по низким мишеням с небольшими углами отклонений от прямой в момент подхода стволов к мишени;
по высокой прямой, а также близким к ней боковым мишеням, когда стволы достигли мишени;
по крутым боковым, когда стволы прошли мишень.
В процессе стрельбы по условным точкам-мишеням необходимо формировать оптимальную скорость обгона и стабильный ритм поводки, при которых спортсмен хорошо ощущает момент сближения стволов и мишени;
поводка выполняется не слишком медленно, с ускорением. Занимающиеся должны привыкнуть к полной имитации действий, включая команду на подачу мишени. Необходим тщательный контроль за правильностью выполнения действий и особенно на завершающей фазе поводки: не оставлять без внимания замедление поводки и остановку стволов.
Очень ответственный момент – переход к выполнению выстрелов на стрелковой площадке. Кроме овладения техникой по выполнению выстрела, стрелок должен быть уже обучен действиям по заряжанию ружья. Практической стрельбе предшествует имитационная тренировка, в процессе которой все стрелки многократно воспроизводят изготовку, прицеливание и поводку с нажимом на спусковой крючок (выполнение «выстрелов» без патрона с использованием стреляных гильз) то количество раз, которое соответствует их подготовленности. Возможность выполнения выстрела с патроном предоставляется только тогда, когда тренер видит, что все действия стрелка безошибочны, сформированы навыки безопасного обращения с оружием на площадке и правильного поведения на номере, усвоены правила перемещения на стрелковой площадке при переходе с номера на номер.
Применение стандартных (24 грамма) патронов на начальном этапе обучения нежелательно из-за боязни начинающих стрелков отдачи от выстрела. Это может привести к возникновению и закреплению ошибок. В группах начального обучения необходимо использовать патроны с облегченными навесками пороха и дроби. Это позволяет избежать боязни выстрела, обеспечивает качественный перенос умений, сформированных в условиях класса, в естественные условия выполнения выстрела на стрелковой площадке.
Другие ошибки, характерные при выполнении выстрелов в упражнении ТРАП: нестабильное время реагирования на появление мишени из-за недостаточной концентрации внимания на ее вылет;
чрезмерное мышечное напряжение при ожидании выстрела;
переключение внимания с правильного выполнения элементов выстрела на его ожидание (ожидание отдачи, ее боязнь);
переключение внимания с правильного выполнения технических действий на попадание в мишень; стрелок во власти желания разбить тарелочку;
«ожидание» выстрела и неизбежное в таких случаях включение других мышечных групп («встреча» выстрела);
замедление поводки и остановка стволов в момент нажатия на спусковой крючок;
нарушение двигательных навыков под влиянием стрессовых условий, например: запоздалая реакция на вылет мишени, стремление поразить мишень как можно быстрее (потеря чувства ритма), несвоевременный нажим на спусковой крючок;
неумение сосредотачивать свое внимание на подготовке и выполнении большой серии выстрелов;
неумение отдыхать между выстрелами и сериями;
неумение настраиваться (сосредотачиваться) на выстрел, серию, концентрировать внимание на технике выстрела, анализировать, определять и устранять ошибки;
неумение приспосабливаться к погодным условиям, изменению температуры воздуха, освещенности, направления и силы ветра, давления, влажности;
неподготовленность спортивной экипировки: несоответствие одежды погодным условиям;
неумение приспосабливаться к фону, на котором проходит полет мишени;
нарушение мер безопасности; резкое закрывание ружья, ведущее к случайным выстрелам.
Эти и другие ошибки, выраженные не столь очевидно, сопровождают стрелка на всем его пути спортивного совершенствования. Для того чтобы не допустить появление ошибок и закрепления их в навык, желательно не форсировать спортивный рост стрелков на начальном этапе обучения.
Использование на начальном этапе методики последовательного неспешного разучивания и освоения отдельных элементов техники поможет в дальнейшем освоить и закрепить в прочный навык правильное (координированное) выполнение выстрела.
Тренеры и спортсмены должны знать, что ошибка при выполнении выстрела (промах), - это уже случившийся факт. Для устранения ошибки необходимо работать над причинами ее возникновения. Следует помнить, что одна незначительная ошибка в изготовке (первый элемент техники выполнения выстрела) может повлечь череду ошибок в других элементах.
Источник: sportspravka.com
Ключевых слов нет...
Рассказать друзьям